ИНФОРМАТИЗАЦИЯ   РОССИИ. РЫНОК ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Развитие рынка в программных средств в России. Критические информационные, компьютерные и теле­коммуникационные технологии.

Во многом благодаря последовательной реализации рассмотренных в предыдущем разделе основных принци­пов государственной политики в сфере информатизации показатели развития информационной среды российского общества выглядят достойно, хотя по ряду из них Россия существенно уступает США и другим развитым странам.

Информационные ресурсы России являются гро­мадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим несколько миллионов баз данных, элек­тронных информационных массивов библиотечных и архивных фондов. В последнее время быстро растет ко­личество российских сайтов в Интернете, ежегодно их число удваивается. Однако нельзя не отметить, что по показателю доступности информационных ресурсов на­ша страна отстает от развитых стран.

Сегодня в большинстве крупных городов России эффективно функционируют провайдеры — организа­ции, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет. Широко используется бесплатное (некоммерческое) об­служивание пользователей. Быстро расширяется и рынок сетевой коммерческой информации (сведения о компа­ниях, товарных рынках, рынке ценных бумаг, объектах инвестиций). Это означает серьезный шаг по пути к ин­формационной экономике.

Бурному развитию процессов информатизации и, соответственно, отечественных территориальных ком­пьютерных сетей и информационных систем различного рода в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало как ускорение развития инфраструктуры связи, так и определенное насыщение страны персональ­ными компьютерами.

В настоящее время отечественные сетевые струк­туры (при отставании на 1-2 года) развиваются в на­правлениях, по которым идут США, Великобритания, Германия, Франция.

Разумеется, развитие ИС требует постоянного со­вершенствования научно-технической и технологической базы этого развития. Эту базу составляют прежде всего критические информационные, компьютерные и теле­коммуникационные технологии.

Термин «критические» технологииприме­нительно к информации означает, что именно их уровень и масштабы примене­ния определяют эффективность достиже­ния главных целей информатизации.

К этим технологиям прежде всего следует от­нести:

• многопроцессорные ЭВМ с параллельной струк­турой;

• вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ;

• системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений;

• системы искусственного интеллекта и виртуаль­ной реальности;

• информационно — телекоммуникационные системы;

• системы математического моделирования.

В ближайшем будущем важнейшими задачами политики информатиза­ции будут селективная государственная поддержка при­оритетных технологий, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулирование ис­пользования конкурентоспособных отечественных тех­нологий в различных финансируемых из госбюджета про­ектах и программах.

Что касается российского информационного рын­ка, то его главная отличительная черта состоит в его не­однородности по регионам страны. Это связано, есте­ственно, с географическим положением регионов, нерав­номерностью их социально-экономического развития, направленностью экономической деятельности и т. д.

Развитие рынка по традиции идет от центра к регионам. Кроме того, слабость правового регулирования рынка также накладывает серьезные ограничения на его раз­витие.

Необходимо отметить развитие сферы домашнего потребления компьютеров, которая быстро растет, и в ближайшие годы количество домашних компьютеров может составить до половины всего парка ПК, что вы­зовет резкое повышение спроса на информационные продукты и услуги (до 60—70% в общем объеме продаж). Трудно переоценить социальное значение этой тен­денции.

Российская культурная среда оказывает непосредственное воздействие на процессы информа­тизации. Имеется ряд благоприятных для этого развития социально-демографических характеристик, в частности высокий процент городских жителей (в 1994 г. в России было 75% горожан, что выше, чем в целом по Европе). Другой важный индикатор — высо­кий процент молодых, 15—16-летних людей, активных, способных и желающих осваивать компьютерный мир. Однако сегодня работают и тормозящие факторы: неразвитые информационные потребности населения и неготовность общества жить в условиях открытого общества.

Мировое информационное развитие ускоряет дви­жение России по пути демократических преобразований общества и государства. Уже можно говорить о форми­ровании в России новой информационно-правовой ре­альности. Права и свободы граждан переместились в фокус общественного внимания. Именно в сфере созда­ния, распространения и потребления информации при­обретают наиболее острые черты проблемы взаимоот­ношения государства и общества, социальных институ­тов и граждан, открытости информации. Сегодня информационное право следует рассматривать как главный инструмент демократического развития страны.

Политика информатизации должна быть ориентирована и на решение главных задач инфор­мационной политики:

обеспечение широкого, свободного доступа к ин­формационным ресурсам;

• обеспечение граждан общественно значимой и востребуемой информацией;

• подготовка человека к жизни и работе в гряду­щем информационном веке.

В различных странах движение процессов инфор­матизации осуществляется и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития ин­формационной среды или по возможностям инвестиро­вания в нее. Эти факторы обусловлены неравномерно­стью мирового экономического развития. Различные стратегии формирования информационного общества обусловлены общими закономерностями экономическо­го и политического развития. Если в США доминирует прагматический подход, то европейские страны на пер­вый план выдвигают социальную и гуманитарную со­ставляющие информатизации.

Зарубежный опыт свидетельствует, что структур­ные изменения в мировой экономике, интернационали­зация общественной жизни — источники перемен в тра­диционном политическом ландшафте. Информатизация усиливает эти изменения.

Сказанное имеет важное значение для осмысления движения России к развитому информационному общест­ву. Прежде всего надо понять, что это постепенный и длительный процесс. Сегодняшнее отставание России вы­звано прежде всего структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкуренто­способной продукции обрабатывающейпромышленности.Доминирование в экономике России реликтовых техноло­гических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсут­ствие полнокровной национальной компьютерной сети, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, — таковы принципиальные преграды на пути на­шей страны к информационному обществу. Именно по­этому наше общество должно нащупать свой путь преодо­ления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский пу­ти, и определяемый особенностями ее политического, со­циального, экономического и культурного развития.

Собственный путь предполагает тщательно проду­манную стратегию, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информа­ционной и культурной политики, рассчитанная, по край­ней мере на жизнь одного поколения. Россия непосред­ственно взаимодействует со всеми субъектами в совре­менной системе международных политических, эконо­мических и культурных отношений. И это взаимодей­ствие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться.

Leave a Comment

− 7 = 2