Основные принципы организации работ по стандартизации в России
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятого в 1995 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» и комплекса стандартов Государственной системы стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:
• государственные стандарты Российской Федерации;
• применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
• стандарты отраслей;
• стандарты предприятий;
• стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
В соответствии с действующими нормативными документами стандартизация должна основываться на стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению взаимного согласия.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг, для охраны окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также другие требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции или исполнителя работ и услуг.
Общее руководство работами по стандартизации в Российской Федерации возложено на Госстандарт России. В его ведении, в частности, находятся согласование и утверждение проектов стандартов на средства и системы информатизации.
Вся практическая работа по координации стандартизации в сфере информатизации, разработке и согласованию с Госстандартом России проектов стандартов в сфере информатизации, а также вводу стандартов в действие после утверждения возложена на Минсвязи России.
Основные направления работ по стандартизации в сфере информатизации
Зарубежные страны, используя накопленный мировой опыт в области информационных технологий в лице Международной организации по стандартизации (ИСО) и разработав свои государственные профили взаимосвязи открытых систем на базе стандартов ИСО, получили, по экспертным оценкам, экономический эффект в 5$ на каждый затраченный на стандартизацию 1$.
Специалистами было подсчитано, что каждый рубль, вложенный в работу по стандартизации в нашей стране, может приносить в области стандартизации информационных технологий эффект порядка 10 руб.
Двукратное значение российского экономического эффекта объясняется тем, что не требуется дополнительных затрат на переделку ранее разработанных в России информационных технологий под мировой уровень ввиду практического отсутствия собственных разработок. Другое дело в ведущих зарубежных странах: к концу 80-х годов в каждой из стран было наработано огромное количество технических и программных средств, сетей, систем, частично совместимых с эталонной моделью ВОС ИСО. Поэтому потребовались значительные капиталовложения на доработку, переделку и на разработку соответствующих приспособлений существующих информационных технологий применительно к эталонной модели ВОС ИСО.
В России фонд действующих государственных стандартов в области информационных технологий включает более 300 стандартов, которые охватывают основные аспекты разработки информационных систем. Однако следует отметить, что по отдельным группам стандартов отсутствует комплексность охвата объектов стандартизации, а по ряду групп действующие стандарты требуют пересмотра с учетом современных требований.
Особого внимания требует расширение применения международных стандартов. Так, по состоянию на 1998 год по различным направлениям информационных технологий и смежных областей (вычислительная техника, системы связи и передачи данных, радиоэлектронные средства, открытые системы, программная инженерия и др.) в России действовали свыше 700 государственных стандартов, обеспечивающих применение в стране около 400 международных стандартов. Это составляет всего 25% от общего числа международных стандартов ИСО, МЭК, МККТ, МККР, актуальных для применения в данной области.
Программой по стандартизации в сфере информатизаци предусматривается сотрудничество с международными организациями по стандартизации при проведении работ по трем приоритетным для Российской Федерации направлениям стандартизации информационных технологий, краткие сведения о которых мы приводим низке.
Направления 1-го приоритета
• Языки программирования и программный интерфейс. Участие России в разработке международных стандартов по данной тематике позволяет поддерживать те направления российской математической школы, которые имеют традиционно устойчивую позицию, а также разрабатывать новые языки для перспективных направлений программирования.
• Языки описания документов. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую создание, хранение и обращение документов в открытых системах, включая элементы доступа при поиске информации.
• Программная инженерия. Данное направление стандартизации представляется особо важным для России в ближайшей перспективе. В сочетании с сертификацией и внедрением систем качества, соответствующих требованиям международных стандартов, участие в разработке и применении этой группы стандартов дает отечественным разработчикам, а также изготовителям и поставщикам программных средств возможность повысить качество и конкурентоспособность своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
• Сервисы управления данными. Данное направление является перспективным в плане создания и развития отечественных систем распределенных баз данных и формирования национальных информационных ресурсов федерального, регионального и местного уровней в структуре Единого информационного пространства России.
• Работа в сетях, и соответствующие соединения.
Работы в данном направлении позволят стандартизовать функции, необходимые для установления и управления информационным обменом через сети и физические интерфейсы.
• Безопасность информационных технологий. Работы в области безопасности информационных технологий позволяют создать комплект стандартов, поддерживающих методы и средства обеспечения безопасности, в первую очередь на уровне личности и различных общественных групп. Данное направление является одним из важнейших с учетом бурного роста информационного обмена между компонентами всех уровней и перспективы развития Российской и Глобальной информационной инфраструктуры, включая Интернет.
• Терминология. Это направление предполагает разработку терминологии для информационных технологий и связанных областей.
Направления 2-го приоритета
• Сбор данных и системы идентификации. Работы в данной области позволяют создать комплект стандартов, поддерживающих разработку идентификационных карт и соответствующих устройств для использования в межотраслевых приложениях и в международном обмене (например, как платежное средство в банковском деле), а также методы и средства для процесса автоматической идентификации и сбора данных, в частности с использованием штрихкодов.
• Мультимедиа и представление информации. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую кодированное представление, обработку и обмен аудио, изображениями, мультимедиа и гипермедиа информацией для разнообразных приложений.
• Пользовательский интерфейс. Работы в данной области позволяют создать комплект стандартов, поддерживающих пользовательский интерфейс для интерактивной деятельности в локальных и распределенных средах с использованием аудио, изображений, мультимедиа и гипермедиа информации, включая специальные интерфейсы для людей, имеющих физические недостатки или работающих в специфических условиях.
• Офисное оборудование. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую адекватный уровень требований к эксплуатационным характеристикам и методам тестирования офисного оборудования (принтеры, копировальное оборудование, цифровые сканеры, факсимильное оборудование и их комбинации).
• Кодированные наборы символов. Стандартизация в данной области позволяет обеспечить необходимую нормативную базу, поддерживающую множества графических символов и их кодированное представление для обеспечения одно- и многоязыковых функций при работе с информацией (интернационализация).
Направления 3-го приоритета
• Среды для информационного обмена. Работы в данной области включают стандарты, поддерживающие требования к оптическим и магнитным носителям данных и соответствующим устройствам на их основе, обеспечивающим хранение и обмен данными в системах обработки информации.
• Геоинформационные технологии. Предусматривают развитие системы стандартов, направленных на повышение качества электронных карт и соответствие их требованиям международных стандартов, на сокращение трудоемкости и сроков изготовления электронных карт для создания предпосылок совместимости различных геоинформационных систем и в перспективе создания национальной базы геоинформационных данных.
• Информационные технологии в охране здоровья.
Для Российской Федерации это направление представляется одним из приоритетных, особенно если иметь в виду невысокий уровень здоровья и продолжительности жизни, а также проблемы, связанные с малой плотностью населения и низкой обеспеченностью врачами вне больших городов.
Завершая рассмотрение приведенных выше направлений стандартизации, необходимо отметить, что их реализация в первую очередь ориентирована на устранение имеющегося разрыва между базами стандартов информационных технологий в России и в ведущих странах мира.