Понятие формы
Форма является основой (базой) проекта. Каждый проект может содержать одну или несколько форм. На формах размещаются элементы интерфейса программы (кнопки, полосы прокрутки и т. д.) посредством визуального проектирования. Каждой форме соответствует свой файл модуля, в котором описываются объекты расположенные на форме и программы-обработчики событий. После запуска Delphi автоматически создается форма с именем Form1.
Основные свойства формы
Перечислим основные свойства формы, отличные от общих свойств компонентов:
Свойство отвечает за: | Название свойства | Подсвойство | Примечание |
Отображение системного меню | BorderIcons | BiSystemMenu |
|
Отображение кнопки минимизации | BorderIcons | biMinimize |
|
Отображение кнопки максимизации | BorderIcons | biMaximize |
|
Возможность изменения размеров формы при помощи мыши | BorderStyle |
| При значении bssizeble размеры менять можно, при bssingle-нет |
Стиль формы | FormStyle |
| FsNormal-обычная форма, fsMDIchild-дочерняя форма, fsMDIform-родительская форма |
Пиктограмму, отображающуюся в левом верхнем углу формы | Icon |
| Пмктограммы находятся по адресу: c:\Program Files\Borland\Delphi 3\Images\Icons |
Позицию отображения формы на экране | Position |
| PoDesigned-позиция, определенная во время разработки, poScreenCenter-позиция по центру экрана |
Режим, в котором запускается форма | WindowState |
| WsMaximized-полноэкранный режим, wsMinimized-режим минимизации, wsNormal-нормальный режим |
Задание обработчиков событий для определенного компонента
Так как обработчики событий являются программами, которые запускаются в ответ на возникновение определенного события, то они записываются в виде процедур в окне “Code Editor” (в модуле определенной формы). Каждую такую процедуру можно связать с различными событиями различных компонентов. Эта связь устанавливается в окне “Object Inspector” на странице “Events”. Эта страница состоит из двух колонок. В левой колонке находятся названия событий, а в правой-выпадающий список, содержащий имена уже созданных процедур-обработчиков событий. Для задания обработчиков необходимых событий нужного компонента надо:
-выделить нужный компонент
-выделить окно “Object Inspector”
-перейти на страницу Events в этом окне
-в левой колонке найти нужное событие
-справа от нужного события (в строке ввода) задать его обработчик. Задать обработчик можно двумя способами либо два раза щелкнуть левой кнопкой мыши в строке ввода, а затем, в шаблон процедуры подготовленный Delphi, ввести код подпрограммы либо выбрать из выпадающего списка имя уже готовой подпрограммы. Например, зададим обработчик события OnClick для компонента Button1. Для этого надо выполнить:
![]()
| ![]()
|
-выделить компонент Button1
-выделить окно “Object Inspector”
-перейти на страницу Events
-в левой колонке найти событие OnClick
-напротив этого события в правой колонке (в строке ввода) задать обработчик (написать или выбрать из списка)
Программное задание свойств компонента.
В Delphi задавать значения свойств компонента можно не только во время разработки программы (визуальный способ), но и во время выполнения данной программы (программный способ). Для реализации последнего необходимо использовать язык программирования ObjectPascal. Для написания программы по изменению свойств компонента достаточно знать следующее:
-для описания объекта, его метода, свойства, а также подсвойства данного свойства используется объектно-ориентированная нотация: имя формы.имя_объекта.свойство (или метод)_объекта.подсвойство (если оно имеется),
-для присвоения свойству определенного значения используется оператор присваивания “:=”
-в конце каждого оператора ставится “;”
Пример: Написать программу, которая при щелчке левой кнопкой мыши по кнопке изменит цвет формы на красный.
Решение:
![]()
|
-Создать новый проект
|
Самостоятельная работа
1) Запустить Delphi
2) Для формы Form1 визуальным способом задать по очереди все свойства, перечисленные в таблице2. После изменения значения каждого свойства надо запускать программу на выполнение.
3) Задача1: Написать программу, которая при щелчке по кнопке левой кнопкой мыши изменит заголовок, размеры, цвет формы Form1, а также ее расположение на экране и форму курсора мыши, когда он будет находиться над ней, а саму кнопку сделает невидимой.
4) Задача2: Не создавая нового проекта, выполнить задачу1, при условии, что щелчок будет производиться по форме и воспользоваться необходимо кодом, написанным для задачи1.