Описание предметной области информационной системы учета учащихся в кружках среднеобразовательной школы

При анализе были определены следующие типы входных данных: информация об учениках (ФИО, дата рождения, учебный класс); информация о педагогах (ФИО, дата рождения, специализация); данные о дополнительных занятиях (название, описание); запрос пользователя (критерии, вводимые пользователем при осуществлении поиска, сортировки, фильтра, создания отчёта).

Выходными данными будут являться различные отчёты, формируемые системой по запросу пользователя, а также расписание дополнительных занятий.

Управляющим элементом будут являться правила набора учебных групп и формирования расписания.

Механизмом реализации функций ИС являются конечные пользователи системы и клиентская форма.

Рисунок 2.2 Контекстная диаграмма системы

Проведем декомпозицию и рассмотрим функции более подробно:

Рисунок 2.3 — Декомпозиция системы

Опишем подробно последовательность выполнения работ:

  1. Ведение списка педагогов – пользователь вносит основные данные о педагогах школы. Занимается обновлением и удалением данных.
  2. Ведение списка учеников – пользователь вносит основные данные об учащихся. Занимается обновлением и удалением данных.
  3. Формирование учебных групп – пользователь производит заполнение списка групп, вносит данные о учениках, предметах и преподавателях.
  4. Формирование расписания занятий – пользователь формирует действующее расписание дополнительных занятий, заполняет данные о дате и времени проведения, расставляет сформированные ранее группы.
  5. Обработка запросов – для удобства пользователей необходим простой и понятный интерфейс для поиска, фильтрации, сортировки данных и создания отчётностей.

Проведем декомпозицию работы «Формирование учебных групп».

Рисунок 2.4 – Декомпозиция работы «Формирование учебных групп»

На данной диаграмме видно, что процесс формирования учебной группы включает несколько этапов. Сначала нужно привязать преподавателя к предмету, затем осуществить предварительную привязку учащегося к группе.

Рисунок 2.5 — Диаграмма Use-case, описывающая взаимодействие пользователей с системой

Планируется, что с системой будут работать два вида пользователей – администратор, и обычный пользователь.

Администратор осуществляет операции по, резервному копированию и восстановлению данных. Также администратору доступны функции по созданию и просмотру отчетов.

Пользователь занимается непосредственно ведением таблиц с данными. Вносит основные сведения, формирует отчетные формы.

2.2 Разработка структуры базы данных

Составим логическую модель системы с помощью ERWin.

Рисунок 2.6 — Логическая модель системы

Планируется, что разрабатываемая система будет состоять из восьми таблиц – пяти основных, двух дополнительных и одной справочной. Основные таблицы: «Учителя» — содержит информацию об учителях. Включает в себя фамилию, имя, отчество, дату рождения и специализацию. «Ученики» — содержит основные данные об учениках. Включает в себя фамилию, имя, отчество, дату рождения и класс обучения. «Предметы» — хранит информацию о действующих кружках. Содержит поля с названием и кратким описанием «Группы» — содержит информацию об учебных группах. «Расписание» — хранит данные о расписании занятий на ближайшее время. Дополнительные таблицы: «Ученик-Группа» — содержит данные о привязке ученика к конкретной учебной группе. «Учитель-Занятие» — содержит данные о привязке учителя к конкретному кружку. Справочная таблица содержит список возможных учительских специализаций для быстрого добавления.

Составим физическую модель системы с помощью ERWin.

Рисунок 2.7 — Физическая модель системы

В качестве СУБД была выбрана MicrosoftAccess. В соответствии с этим были подобраны поддерживаемые типы данных.

Таблица «Водитель» предназначена для хранения основных сведений о сотрудниках.

Таблица 2.1 – Атрибуты таблицы «Exbntkz»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Uchit

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер учителя.

Fam

VARCHAR (20)

Фамилия учителя.

Name

VARCHAR(20)

Имя учителя.

Otch

VARCHAR(20)

Отчество учителя.

Date_R

DATETIME

Дата рождения.

ID_Spec

DATETIME

Числовое поле для связи со справочной таблицей «Специализации». Хранит номер специализации учителя.

Таблица «Ученики» предназначена для хранения основных сведений об учениках.

Таблица 2.2 – Атрибуты таблицы «Объект»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Uchit

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер ученика.

Fam

VARCHAR (20)

Фамилия ученика.

Name

VARCHAR(20)

Имя ученика.

Otch

VARCHAR(20)

Отчество ученика.

Date_R

DATETIME

Дата рождения.

Klas

VARCHAR(3)

Учебный класс

Таблица «Предметы» предназначена для хранения основных сведений о действующих кружках.

Таблица 2.3 – Атрибуты таблицы «Кружки»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Zan

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер кружка.

Naz

VARCHAR (20)

Название кружка.

Opisan

VARCHAR (255)

Краткое описание

Таблица «Группы» предназначена для хранения основных сведений о действующих группах.

Таблица 2.4 – Атрибуты таблицы «Группы»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Gr

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер группы.

Grup

VARCHAR (20)

Номер группы

ID_Uchit

INT

Числовое поле для связи с таблицей «Учителя». Хранит номер учителя, являющегося руководителем кружка.

ID_Zan

INT

Числовое поле для связи с таблицей «Кружки». Хранит номер кружка.

Таблица «Расписание» предназначена для хранения информации о расписании кружков на ближайшее время.

Таблица 2.5 – Атрибуты таблицы «Расписание»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Zap

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер записи.

Date_Z

Date/Time

Дата занятия

Time_Z

Date/Time

Время начала занятия

Kab

INTEGER

Номер кабинета

Opisan

Text(255)

Краткое описание темы занятия

ID_Gr

INTEGER

Числовое поле для связи с таблицей «Группы». Хранит номер группы.

Таблица «Ученик-Группа» предназначена для организации связи многие-ко-многим между таблицами «Ученики» и «Группы», поскольку каждый ученик может состоять в нескольких группа, и в то же время в каждой группе числится некоторое количество учеников.

Таблица 2.6 – Атрибуты таблицы «Ученик-Группа»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Zap

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер записи.

ID_Gr

INTEGER

Числовое поле для связи с таблицей «Группы». Хранит номер группы.

ID_Det

INTEGER

Числовое поле для связи с таблицей «Ученики». Хранит номер ученика.

Таблица «Учитель-Занятие» предназначена для организации связи многие-ко-многим между таблицами «Учителя» и «Занятия», поскольку каждый учитель может руководить несколькими кружками, и в то же время одним кружком могут руководить несколько учителей.

Таблица 2.7 – Атрибуты таблицы «Ученик-Группа»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Zap

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер записи.

ID_Gr

INTEGER

Числовое поле для связи с таблицей «Группы». Хранит номер группы.

ID_Det

INTEGER

Числовое поле для связи с таблицей «Ученики». Хранит номер ученика.

Таблица «Специализации» является справочной и хранит данные для быстрого добавления.

Таблица 2.8 – Атрибуты таблицы «Специализации»

Поле

Тип данных

Описание

ID_Spec

INT

Ключевое поле таблицы. Хранит уникальный идентификационный номер записи.

Spec

Text (20)

Название специализации.

Leave a Comment

+ 89 = 95